Группы

Роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста

29

августа

2022

На втором году жизни ребенок вступает в пору раннего детства.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» - писал В.А. Сухомлинский, обращаясь к родителям и педагогам.

Второй год жизни малыша предъявляет новые требования, вытекающие из особенностей самого возраста. При этом важно учитывать, что психическая жизни ребенка в раннем возрасте не может рассматриваться упрощенно, иначе обедненность воспитательного процесса неизбежно обернется невосполнимыми потерями. Ни в один период жизни ребенка не прослеживается столь прямой зависимости результатов воспитания от личностных качеств взрослых, как в первые годы жизни. Общение со взрослыми играет особую роль в приобщении ребенка к окружающему миру, все навыки поведения он берет от взрослых, это является важнейшим источником его психического развития. Ребенок усваивает форму поведения родителей, как говорят психологи, присваивает опыт материальной и духовной культуры, т.е. уклад жизни и взаимоотношений. Родители должны помнить, что первый язык ребенка – «язык эмоций», ему младенец учится с первых месяцев жизни. Малыш выделяет голос матери из всех шумов и музыкальных звуков. Ребенок чуток к настроению взрослого, тонко реагирует на прикосновение его рук и эмоциональное проявление, старается подражать ему. Малыш готов к восприятию всего, что приносит в общение с ним мама, папа, бабушка и др.; причиной первых радостей и огорчений ребенка является отношение к нему взрослого в процессе повседневного общения, занятий.

В поведении ребенка второго года жизни наблюдаются противоположные действия; желание осваивать близлежащие пространственно и боязнь нового. С одной стороны все неизведанное неудержимо притягивает, малыш делает первые самостоятельные шаги навстречу ему, а с другой – ребенок подчеркнуто эмоционально реагирует на незнакомую ситуацию. Неслучайно педагоги отмечают, что в рассматриваемом возрасте дети особенно трудно расстаются с мамой, привыкают к незнакомым людям в период адаптации к детскому учреждению.

В ранний период жизни ребенок чутко реагирует на выражение лица взрослого, не только на слова взрослого «нельзя», «можно»; но и на слово «нужно». В неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому, выбирая более знакомого, близкого человека, т.к. его эмоциональные реакции наиболее понятны, легко «считываются». Эти проявления ориентировочной активности ребенка необходимо учитывать родителям и воспитателям в работе с детьми посещающим детский сад.

Взаимоотношения со взрослыми порой строятся как бы на полутонах, зависят от умения матери или отца настроиться на волну детства, почувствовать ребенка всем сердцем. Взрослому необходимо проявлять к маленькому ребенку исключительную чуткость, постепенно приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели, обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Культура родителей по отношению к ребенку проявляется во всем: и в том, как они обращаются к ребенку, как смотрят на него. Следует помнить, что малыши исключительно чувствительны к человеческому фактору – личностным качествам взрослого, который дарит им весь мир в красках, звуках, отношениях.

Ребенку необходим тот взрослый, который способен эмоционально и душевно обогатить его по законам добра, милосердия и красоты. Родители, взрослые общающиеся с ребенком раннего возраста, должны помнить, что этот возраст малыша требует большого терпения, больших духовных мил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности.

Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями – вот факторы, позволяющие воспитывать ребенка и сердцем, и разумом.

Воспитатель группы «Медвежата» Волощенко О.А.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo