Группы
Первый шаги в детском саду
1
августа
2022
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Адаптация ребенка к детскому саду - это привыкание к новым нормам и правилам жизни.
Определено три степени адаптации: Легкая степень - ребенок адаптируется к новой обстановке несколько недель, без видимых изменений в поведении и без особых хлопот для родителей и воспитателей. Средняя степень - ребенок адаптируется к новому коллективу больше месяца и может заболеть. Тяжелая степень - адаптация протекает более полугода, малыш часто болеет, резко нарушается его поведение и эмоциональное состояние.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, предлагаем Вам ознакомиться как быть и что делать, чтобы адаптация малыша к яслям прошла для него менее болезненно. Надеемся, рекомендации помогут Вам, и Ваш малыш с радостью и удовольствием будет находиться в новом детском коллективе.
Рекомендации родителям.
- Настраивайте кроху как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Объясняйте и демонстрируйте, что мама и папа иногда уходят, но обязательно вернуться.
Приводить ребенка в детский сад желательно не позднее 8.00.
2. Организация жизни ребенка в соответствии с режимом дня группы - залог его физического и психического здоровья.
- Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду. Не оставляйте ребёнка в яслях более чем на 8 часов.
- В случае опоздания или болезни ребенка, не забудьте позвонить и предупредить воспитателя. После болезни следует представлять справку от врача.
- Обо всех аллергических реакциях ребенка следует своевременно известить персонал группы и мед. работника.
- В шкафчике у ребенка должна быть удобная сменная обувь для группы, комплект сменного белья.
- Научите элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, умываться, есть, расчесываться, проситься и ходить в туалет.
- Не стоит нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать, и копировать ваше поведение.
- Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.
- Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Мелкие (киндер сюрприз, лего и пр.), мягкие игрушки в группу давать не разрешается, в соответствии с инструкцией о сохранении жизни и здоровья детей.
- Не перегружайте ребёнка новой информацией. На время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, лучше больше играть в игры дома.
- Уделяйте внимание состоянию здоровья вашего ребенка. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
- Сотрудничайте с воспитателями.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, отказом от еды, частым болезням и т.д.
Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка.
Основные трудности, возникающие в период адаптации:
- Нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского.
- У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
- Отсутствие правильной речи.
- Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
- Возраст
- Состояние здоровья
- Уровень развития
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками
- Сформированности предметной и игровой деятельности
- Приближённость домашнего режима к режиму детского сада
Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ
- По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
- Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
- Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
- Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
- Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Ребёнок плачет при расставании с родителями:
- Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
- Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
- Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
- Будьте терпеливы.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Эмоциональное состояние ребенка устойчиво;
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается в бодром настроении;
- Эмоционально общителен с окружающими, легко вступает в контакт;
- Играет со сверстниками или один;
- У ребенка не наблюдается излишнего мышечного напряжения;
- Может себя занять в свободное от занятий время.
Успехов вам в подготовке к такому важному и волнующему периоду жизни малыша!
воспитатель Волощенко О.А.