Группы

Консультация для родителей «Развиваем познаваемый интерес и любознательность»

15

июня

2022

Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни, обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум) способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.

К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие, память ребенка и устойчивость внимания, продолжают формироваться наглядно-действенное и появляется образное мышление, возникают предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего.

За этот год ребенок должен приобрести знания о человеке: внешние физические особенности (у каждого человека есть голова, руки, лицо, ноги; на лице два глаза, один нос, один рот и т.д.); физические и эмоциональные состояния (проголодался – насытился; устал-отдохнул; заболел- вылечился; опечалился- обрадовался; и т.д.); о деятельности близких людей: мама готовит обед, папа помогает маме, бабушка вяжет носки, дедушка чинит кран; о предметах и их назначениях: предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.); игрушки; орудия труда (веник, лопата, метла, ведра, лейка и т.д.); о живой природе; растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.); животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь и т.д.); о неживой природе: свойства и назначения воды (льется, теплая, холодная) в ней стирают, купаются, умываются и т.д.; вода в природе (река, пруд, бегут ручьи, тают сосульки); о явлениях природы: времена года (осень, зима, весна, лето); о холодных явлениях (дождь - сыро, гулять нельзя, ветер – нужно теплее одеваться, летом одевают панаму и т.д.); о профессиях: доктор лечит, повар варит, шофер водит машину; о транспорте как средстве передвижения.

Наибольший интерес у ребенка вызывают наблюдения за действиями людей. Он может целый час сидеть и наблюдать, как папа чинит мотор, как мама поливает цветы и т.п. В процессе этих наблюдений малыш знакомится с различными предметами, необходимыми для осуществления той или иной деятельности человека, он узнает, что для рисования нужны краски, карандаш; для занятий музыкой инструменты – пианино, баян и т.п. Итак, знания ребенка стоятся вокруг «стержневого» звена – знаний о человек и его деятельности. Весь окружающий мир он познает через человека и его действия. Вот почему так ценно внимание детей ко всему, что делает взрослый в окружающем мире. И на вопросы ребенка следует обязательно ответить, причем обстоятельно.

В этом возрасте на более высоком уровне осуществляется ориентировка в окружающем мире. Можно сказать, происходит дальнейшая систематизация знаний:

  • человек и его жилище (дом);
  • человек и результат его труда (выращивание овощей, фруктов);
  • человек и растительный мир (забота о животных, их знание в жизни людей: корова дает молоко, курочка – яйца и т.п.)

Эти представления на протяжении третьего года формируются постепенно, в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослых, обобщений и сравнений.

Знакомя малыша с окружающим, родители решают не только образовательные, но  воспитательные задачи: формируют основы нравственного поведения в кругу сверстников; побуждают к проявлению внимания и сочувствия, поощряют желание уступать, делиться, помогать, воспитывают отрицательное отношение к проявлениям грубости, жадности. Этому способствует и то, что ребенок третьего года жизни понимает и может выразить словами физические состояния (боль, жажда, усталость, голод и т.п.) и желание (есть, спать и т.д.) он уже способен не только сочувствовать другому, но и помогать. Эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался и пр.) ребенок начинает связывать с причиной и следствием каких-либо воздействий или с результатом удавшейся либо неудавшейся деятельности.

Большую роль играют отношения взрослых в семье, поэтому нельзя допускать грубости и бестактности в семейных отношениях. Если они строятся на принципах взаимопомощи и заботы друг о друге, ребенок усваивает эту форму взаимоотношений между людьми.

Особый интерес у детей вызывает животный мир. Взрослый расширяет представления о животных, полученные ребенком на втором году жизни. Теперь уже дети более продолжительно могут наблюдать за рыбками, птицами и другими животными. Гуманное отношение к животным необходимо воспитывать с первых лет жизни ребенка. В этом вам помогут игрушки - животные, играя с ними, малыш начинает осознавать зависимость животных от человека. Особое значение для ребенка третьего года жизни приобретает художественная литература о животных, чтение книг, игра, практические наблюдения помогают малышу понять, что для всех живых существ необходимо пища, вода, тепло; все живые существа имеют глаза, передвигаются в пространстве и т.п.

Знакомство малыша с растительным миром происходит также на основе отношений взрослых к цветам, деревьям, траве и т.п. с раннего детства необходимо заложить в ребенке культуру поведения в лесу, парке, на лугу. Экологическое воспитание начинается с образа жизни семьи, отношений взрослых к природе.

В заключении подчеркнем: взрослый ведет ребенка от простого к сложному, помня о том, что малыш видит перед собой целостную единую деятельность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни.

Таким образом, чем активнее ребенок экспериментирует, исследует, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo