Группы
Плохие и обидные слова у дошкольников
8
июня
2023
Подготовила: воспитатель Тимощенко Е.В
Агрессия может выражаться не только в действиях, но и в словах. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети научаются в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это неосмысленно, не понимая буквального значения сказанной фразы. Дети уже с трех-четырех лет выражают бранью свои агрессивные намерения.
К разряду плохих слов, прежде всего, относятся угрозы. Они направлены на формирование у другого существа чувства страха, растерянности и раскаяния. Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дошкольники чрезвычайно изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иногда через них дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Некоторых детей буквально изводят дразнилками, повторяя их снова и снова. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее «ранить» свою жертву.
У детей этого возраста есть еще одна особенность: дошкольники легко подхватывают услышанные выражения. Это могут быть бранные выражения и оскорбления. Среди примеров словесной агрессии есть традиционно детские, а есть и явно заимствованные из репертуара взрослых. Брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков — всё идет в ход, когда ребенок рассержен. Эти выражения используются детьми точно по назначению, хоть и копируются с разговоров взрослых. Дошкольники не всегда знают значение используемых оборотов, но личностный смысл подобных выражений просматривается достаточно отчетливо. И состоит он в том, чтобы нанести оскорбление, унизить другого, «облить его грязью».
Агрессивность ребенка может выражаться не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызывающий тон, например, такой же признак агрессивного настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.
Взрослые по-разному реагируют на вербальную (словесную) агрессию дошкольников, на их плохие слова. Некоторые начинают возмущаться, набрасываются на детей с упреками, ответной руганью. Другие взрослые делают вид, что не слышат бранных слов и выражений в разговорах детей. Они полагают, что тем самым не акцентируют внимания ребенка на плохих словах, и он их очень скоро забудет. Однако это не так. Память ребенка дошкольного возраста почти ни в чем не уступает памяти взрослых людей, а в цепкости даже превосходит. Кроме всего, такая форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. В этом случае дошкольники обоего пола с еще большей энергией обрушиваются всей силой вербальной агрессии на неугодных им противников, обидчиков, детей-изгоев детских коллективов.
Есть люди, которые в подобных ситуациях начинают заниматься просветительской работой. Они объясняют деткам, как нехорошо ругаться, пытаются взывать к их совести. Однако их попытки по большей мере смешны и неудачны. Дошкольники прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так поступают.
Что же делать? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию? Нужно постараться изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникало желание использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Родитедь должен понимать, если ребенок играет в агрессивные игры, он будет переносить это в реальную жизнь, что зачастую бывает, когда дети играют в такого рода компьютерные игры. Учить нужно добру, и не подзатыльниками и окриками, личным примером. Тогда у ребенка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и оскорблениям. Доверительные отношения в семье позволят быть откровеннее детям с родителями , они будут рассказывать о том, что с ними происходит вне дома, что в последствии предупредит случаи буллинга(травли). Непременно, лучшим способом профилактики возникновения агрессии и применения плохих слов, будет личный пример родителей, воспитание в доброжелательной ,спокойной обстановке.