Группы

Плохие и обидные слова у дошкольников

8

июня

2023

Подготовила: воспитатель Тимощенко Е.В

Агрессия может выражаться не только в действиях, но и в словах. Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети научаются в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это неосмысленно, не понимая буквального значения ска­занной фразы. Дети уже с трех-четырех лет выражают бранью свои агрессивные намерения.

К разряду плохих слов, прежде всего, относятся уг­розы. Они направлены на формирование у другого су­щества чувства страха, растерянности и раскаяния. Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дошкольники чрезвычайно изобретательны в этом от­ношении. В прозвище могут быть преобразованы име­на, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иног­да через них дети стремятся ущемить достоинство дру­гого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Не­которых детей буквально изводят дразнилками, повто­ряя их снова и снова. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее «ранить» свою жертву.

У детей этого возраста есть еще одна особенность: дошкольники легко подхватывают услышанные выражения. Это могут быть бранные выражения и оскорбления. Среди примеров словесной агрессии есть традици­онно детские, а есть и явно заимствованные из реперту­ара взрослых. Брань, армейский жаргон, лексика иностранных боевиков — всё идет в ход, когда ребенок рассержен. Эти выражения используются деть­ми точно по назначению, хоть и копируются с разгово­ров взрослых. Дошкольники не всегда знают значение используемых оборотов, но личностный смысл подобных выражений просматривается достаточ­но отчетливо. И состоит он в том, чтобы нанести оскор­бление, унизить другого, «облить его грязью».

Агрессивность ребенка может выражаться не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызы­вающий тон, например, такой же признак агрессивно­го настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.

Взрослые по-разному реагируют на вербальную (сло­весную) агрессию дошкольников, на их плохие слова. Некоторые начинают возмущаться, набрасываются на детей с упреками, ответной руганью. Другие взрослые делают вид, что не слышат бран­ных слов и выражений в разговорах детей. Они полага­ют, что тем самым не акцентируют внимания ребенка на плохих словах, и он их очень скоро забудет. Однако это не так. Память ребенка дошкольного возраста почти ни в чем не уступает памяти взрослых людей, а в цепкости даже превосходит. Кроме всего, такая форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. В этом случае дошкольники обоего пола с еще большей энерги­ей обрушиваются всей силой вербальной агрессии на неугодных им противников, обидчиков, детей-изгоев детских коллективов.

Есть люди, которые в подобных ситуациях начинают заниматься просветительской работой. Они объясняют деткам, как нехорошо ругаться, пытаются взывать к их совести. Однако их попытки по большей мере смешны и неудачны. Дошкольники прекрасно понимают, как это плохо, и именно поэтому так поступают.

Что же делать? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию? Нужно постараться изменить усло­вия жизни детей так, чтобы у них не возникало жела­ние использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Родитедь должен понимать, если ребенок играет в агрессивные игры, он будет переносить это в реальную жизнь, что зачастую бывает, когда дети играют в такого рода компьютерные игры. Учить нужно добру, и не подзатыльника­ми и окриками, личным примером. Тогда у ребенка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и ос­корблениям. Доверительные отношения в семье позволят быть откровеннее детям с родителями , они будут рассказывать о том, что с ними происходит вне дома, что в последствии предупредит случаи буллинга(травли). Непременно, лучшим способом профилактики возникновения агрессии и применения плохих слов, будет личный пример родителей, воспитание в доброжелательной ,спокойной обстановке.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo