Группы

ЗАЧЕМ ПОВТОРЯТЬ УЖЕ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ?

 

Виды повторения

 

Как без скуки повторять пройденный материал?

 

С раннего детства родители говорили нам, что нужно повторять то, что мы уже изучили. «Чтобы не забыть», «Чтобы лучше запомнить» - преимущественно так они объясняли нам, зачем перечитывать учебник, повторять пройденный материал.  Мы так привыкли к этим повторениям, что теперь советуем то же самое своим детям – это уже стало привычкой, приобретённым рефлексом.  Но на самом деле повторение материала имеет большой эффект и способно принести много пользы.

 

ЗАПОМИНАНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ

 

На самом деле мы начинаем повторение изученного материала не в школе, а гораздо раньше.  Ведь повторение – это база для закрепления полученной информации.  Когда вы учите своего малыша новым словам, то показываете на стул и повторяете «стул ... стул ... стул», то есть создаёте ассоциацию между словом и предметом, а затем закрепляете её речью.  Такая схема работает с раннего детства и на протяжении всей жизни: любое новое или ещё непривычное действие нужно закрепить.

 

Допустим, вы хотите приучить сына аккуратно складывать одежду в шкаф.  Вы объясняете ему, что так вещи ему дольше прослужат, и комната будет выглядеть опрятнее.  Однако, чтобы он действительно начал каждый раз класть футболку на полку, ему нужно это повторять, пока он не начнёт делать это сам, без напоминания.  Таких примеров множество, вы и сами сможете вспомнить, где именно от повторения зависел исход определённого действия.

 

Повторение материала

 

К счастью, в 5-6 лет дети сами уже испытывают потребность что-то запоминать.  В этом возрасте они начинают активно изучать стишки и песенки, играть в игры на запоминание и отовсюду собирать новую информацию.  Постепенно у ребёнка формируется так называемая произвольная память – волевой процесс, направленный на запоминание конкретной информации.

 

Очевидно, что чем больше ребёнок будет заинтересован в повторении учебного материала, тем лучше и быстрее будет развиваться произвольная память.  Попросите его изучить цвета радуги просто так или пообещайте за это определённое вознаграждение.  В каком случае он сам захочет изучить то, что нужно?

 

Когда любознательный малыш начинает учиться в школе, его подхватывает совершенно новый и гораздо более мощный поток информации.  И как бы интересно ему не было учиться, удержать все в голове очень сложно.  Трюки с произвольной памятью несколько теряют актуальность. Теперь главное отсеять избыток информации, чтобы осмыслить и тщательно запомнить самое важное.  К слову, именно для этого нужны домашние задания.

  

Известный психолог Дейл Карнеги вывел 3 закона эффективного запоминания:

 

Впечатление (нужно максимально сосредоточиться на материале, который вы запоминаете, и ни на что не отвлекаться).

Повторение (стоит повторять информацию или конкретный текст с интервалами в 15 минут, а затем перечитать непосредственно перед выступлением или докладом).

Ассоциации (запомнить определённые данные легче, если проассоциировать их с другими, уже известными данными. Например, пароль от компьютера с какой-то важной датой в жизни).

повторение изученного материала

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ПОВТОРЯТЬ МАТЕРИАЛ?

 

Главная задача учителей в школе и родителей дома – помогать ребёнку усваивать новые знания, чтобы научиться использовать их на практике.  И в этом плане повторение изученного материала даёт очень хорошие результаты.

  

8 аргументов в пользу повторения изученного:

 

1.сосредоточивает внимание на объекте изучения;

2.способствует лучшему усвоению информации;

3.систематизирует изученный материал;

4.проверяет уровень овладения новой информацией;

5.помогает выявить проблемные зоны;

6.оттачивает и доводит до автоматизма приобретённые навыки;

7.углубляет полученные знания;

8.улучшает и развивает память.

 

Заставлять ребёнка зазубривать или постоянно перечитывать не только неэффективно, но и недальновидно.  Так можно вообще отбить желание учиться и выполнять домашние задания.  Лучше действовать деликатно и дать понять ребёнку, что вы хотите ему помочь и цените его успехи.

 

Важно также понимать, что в процессе обучения мы используем 2 вида памяти. Кратковременную (информация сохраняется, пока на неё направлено внимание) и долговременную (информация может храниться и в течение всей жизни).

 

Когда ребёнок слушает учителя, то привлекает кратковременную память.  В идеале полученная информация должна закрепиться и перейти в долговременную память.  Если этого не произошло, то, как говорится, «в одно ухо влетело, из другого вылетело».  Чтобы учебный материал задерживался дольше, его обязательно нужно анализировать, осмысливать и закреплять.

 

Любая память начинается с запоминания – процесса, который обеспечивает сохранение определённой информации и воспроизведения её в случае необходимости.  Запоминать материал можно 2 способами: механически (многократно повторив одно и то же) и содержательно (поняв и изучив исследуемый объект).

 

Таким образом, повторение изученного материала – это один из способов его запоминания.  Конечно, без содержательного запоминания повторение превратится в бессмысленные зубрёжки. Согласно научным исследованиям, обычный человек использует около 10% резервов памяти.  Получая новые знания, повторяя и запоминая изученный материал, память можно тренировать почти бесконечно. Как говорил Конфуций; Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймёте.

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».           

В. А Сухомлинский   

  

Недавно услышала такую фразу: «Учить своих детей намного сложнее, чем чужих». Желаем Вам успехов в этом нелёгком, но очень нужном деле.

                        

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo