Группы

Речевые игры с дошкольниками

15

февраля

2023

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых,  как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социализации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их  в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Учить подбирать определения и эпитеты

- собаки бывают: большие, санитарные, сторожевые ...

Узнавать предмет по описанию

 

- длинненький, тоненький, зелененький ... с пупырышками,

- его можно солить, делать из него салат (огурец)

- это зеленая, стройная, кудрявая ... белоствольная (береза

Подбирать действия к предмету

 

- щенок: лает, грызет, царапает, таскает, скулит

- ветер: воет, срывает, гонит, обрушивает, шумит.

Подбирать объект по действию

 

- что летает? (облако, шар, ласточка, воздушный змей)

- что плавает? (лодка, уголек, льдинка, листочек)

- кто кусается? (волк, акула, котенок, ребенок)

Подбирать  антонимы:

 

- высоко - низко

- теплый - холодный

- гладкий - шершавый

Синонимы:

- большой, огромный, громадный.

Различать глаголы

- движения (идти, бежать, ехать, ползти ... )

- состояния (спать, есть, говорить ... )

- действия (рисовать, лепить, трогать ... )

- приставочные и без приставочные (шел в ... , пошел в ... ,  рисовал - нарисовал

Добавлять пропущенные слова:

- пришел почтальон, он принес ...

Подбирать обстоятельства

 трудиться как? (хорошо, спустя рукава, быстро

Составлять предложения с определенным словом

 Отгадывать: «кто ты?» (в различных житейских ситуациях : дочка,

 внучка, сестричка, ученица, покупательница, актриса ... )

Создание новых слов.

 

- светлый, зеленый - светло-зеленый,

- тепло, любит – теплолюбивый,

- длинные, уши – длинноухий,

- воду, проводит – водопровод,

- овощи режет - овощерезка,

- дырки прокалывает - дырокол.

Придумывать родственные слова

 

- лес - лесок, лесник, лесной,

- вода - водяной, водопровод, водный, водолаз

Заканчивать предложения

- Миша пошел гулять (когда?) ...

- Мише стало грустно (отчего?) ...

- Миша обрадовался (чему) ...

Многозначные слова

у ежа иголки, у елки иголки, швейные иголки (чем похожи, чем отличаются)

- коса.

- ручка

Слова с заданием

- начинаются на ба - (баранка, батон, бабушка ).

- заканчиваются на ок - (котенок, щенок, совок ).

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo