Группы
Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе»
18
декабря
2019
Подготовила: Воспитатель Чемерис Е.Г.
Кроме физиологической готовности к школе огромное значение имеет и психологическая готовность шестилеток, ведь, по статистике, в подростковом возрасте больше всего проблем себе, родителям и учителям создают именно те дети, которые были плохо подготовлены к школе.
Поэтому к вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни своего чада нужно относиться более чем серьезно. Но не стремитесь напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков.
Иными словами родителям нужно:
- развивать в ребёнке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.
Будущий школьник должен уметь:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше»; сравнивать самые простые предметы.
При поступлении в школу вашему ребёнку обязательно устроят проверку. В одних школах она ограничивается обычной беседой, в других превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том, и в другом случае готовить к общению с будущим учителем детей надо заранее, например, в форме игры. Тогда его не будут смущать "странные вопросы чужих тетенек".
Игра в "повторения"
Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного.
Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"
- Велосипед прижимается троллейбусом к стене.
- Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.
- Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.
- Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.
- Это тот мужчина, у которого сын - школьник.
- Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.
За каждый ответ начисляйте ребёнку от 0 до 2 баллов:
- 2 балла - точное повторение;
- 1 балл - изменение или отсутствие одного слова;
- 0 баллов - отсутствие двух или больше слов.
Максимальное количество баллов - 12;
- от 10 - отличный уровень;
- 9 - хороший уровень;
- 6 - средний.
Игра "НУ-КА, ПОВТОРИ!"
Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух.
Произнесите, не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом.
Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.
Игра "КАЛЕЙДОСКОП"
Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку, хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.
Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - плохой.
Игра "Мягкие слова"
Проверьте, как ваш ребёнок "чувствует" слово. Скажите ему: "Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче ( или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему".
- Мяч или мячик. Какое из них меньше?
- Хвост или хвостик. Какое из них короче?
- Зима и год. Какое слово длиннее?
- Кит и кот. Какое слово больше?
Хороший результат - 4 правильных ответа.
Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.
Игра "ОТСЕБЯТИНА"
В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её произнеся: "Я положил в мешок яблоки". Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок (подключите папу) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.
Игра "КАКОЙ Я?"
Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ. А вы считайте: "да" - 1 балл, "нет" - 0, "не знаю" или "иногда" - 0,5 балла.
Например: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.
Результат:
- 10 - слишком высокий уровень самооценки;
- 8-9 - высокий;
- 4-7 - средний;
- 2-3 - низкий;
- 0-1 -очень низкий.
Не спешите расстраиваться, если показатели малыша не очень высоки. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.
Главное - помнить, что предстоящее собеседование в школе, и домашняя его "репетиция" - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика и понять, над чем ещё стоит поработать.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.