Группы
Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников
23
августа
2021
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Воспитатель группы «Медвежата», совместно с психологом регулярно проводят с детьми различные игры (пальчиковые, дидактические, подвижные и др.), направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики, развитие восприятия, воображения, речи. Так 19 августа 2021г. в группе прошло интересное занятие в игровой форме «Кукла в гости к нам пришла».
Цель: совершенствование коммуникативных навыков детей
Задачи:
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие восприятия, речи и воображения.
Ход занятия
Приветствие.
Психолог: Ребята, к нам в гости едет кукла Катя.
Раздается «гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике.
«Кукла Катя» обращается к детям:
- Здравствуйте, дети! Я кукла Катя. Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?
Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.
Паровоз, паровоз, маленький блестящий,
Он вагоны повез, будто настоящий.
Загудел наш паровоз
И вагончики повез,
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики:
«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»
- Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?
Психолог, воспитатель и «Кукла Катя» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей!
Ура! Давайте еще поиграем! Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получите: девочки – желтые, мальчики — синие.
«Кукла Катя» раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Кукла Катя» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»
Дети отвечают:
- У меня желтый билетик, потому что я девочка.
- У меня синий билетик, потому что я мальчик.
«Кукла Катя» показывает «карусель» (обруч с желтыми и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выбирают себе ленты и называют их цвет.
Дети, взявшись за ленты, встают в круг. Психолог и «Кукла Катя» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Еле-еле, еле-еле, Идут медленно.
завертелись карусели,
А потом, потом, потом, Идут быстрее.
Все бегом, бегом, бегом! Бегут.
Тише, тише, не спешите, Переходят на шаг.
Карусель остановите! Останавливаются.
Раз, два, раз, два! Берутся руками за голову, наклоняют голову вправо-влево.
Закружилась голова! Делают вращательные движения головой.
Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное.
- Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.
Дети выбирают себе игрушки и подходят к психологу.
Воспитатель и «Кукла Катя» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.
Прыгай, прыгай веселей! Прыгают с игрушками в руках.
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! Поднимают игрушку над головой, приседают, ставят игрушку на пол.
И немного покружись! Вытягивают руки с игрушкой вперед и кружатся на месте.
Игра повторяется 2-3 раза.
Раздается «гудок паровоза».
- Ребята, паровозик говорит; что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!
Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Кукле Кати».
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Катится, катится дальняя дорога!
Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось, благодарят «Куклу Катю» за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Кукла уезжает.
На повторных занятиях детям предлагается; раскрасить (пальчиком, поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) круги на одежде для куклы, покататься на карусели с зелеными и красными лентами, взяв «билеты» соответствующего цвета.
Советы психолога родителям:
Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему недостаточно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что ребенок тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков.
- Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться.
- Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за игрушку на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проигравшего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в таких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.
- Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.
- Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.
- Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.
- Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь, все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях.
Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.
воспитатель Волощенко О.А.
психолог Бинькова Г.В.