Группы

Пальчиковые игры в воспитании детей

23

августа

2021

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Пальчиковые игры - один из основных видов в игровой деятельности малышей. Они представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры очень полезны малышам, они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в мозге.

 Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: «Сорока-сорока...», «Ладушки-ладушки...», «Идет коза рогатая...», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик дедушка...» и другие.

Пальчиковые игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы. К четырем годам  могут выполнять гимнастику сразу двумя руками.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение .Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  2. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  5. У малыша развивается воображение и фантазия.
  6. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  7. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
  8. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.                   

     

В группе пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры воспитатели проводят ежедневно во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения  подбираются таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Рассмотрим несколько пальчиковых игр для детей 3-4 лет:

«Котик»

Котик лапкой умывается ,

в гости собирается. (Умываем ладошками лицо)

Вымыл носик. (Моем нос)

Вымыл ротик. (Моем ротик)

Вымыл ухо. (Моем уши)

Вытер сухо. (Показать, как вытираются полотенцем)

по сказке «Репка»

Это пальчик – дедка,    (Загибаем большой пальчик)

Это пальчик – бабка,    (Указательный)

Это пальчик – внучка,    (Средний)

Это пальчик – жучка,    (Безымянный)

Это пальчик – кошка.    (Мизинчик)

А где же мышка?    (Пожимаем плечами)

Эй мышка помоги, (Зазываем мышку рукой)

Тянем репку из земли!    (Сжимаем и расжимаем кулачки)

Белка (Народная песенка)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому...

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Жук (А. Береснев)

Я веселый Майский жук.

Знаю все

Сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Воробьи

Пять воробьев на заборе сидели (Дети показывают пять пальцев)

Один улетел, а другие запели  (Загибают один палец)

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел — и  трое осталось (Загибают один палец)

Сидели втроем и немного скучали,

Один улетел, а двое остались. (Загибают один палец)

Мышка

Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)

Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)

Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам)

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)

Убежала в норку (спрятали ручки за спину).

Замок

На стене висит замок (пальчики в замок)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали (кулачок о кулачок)

Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)

Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)

И потом его открыли (разжали пальчики)

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  3. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации родителям

при проведении пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до 2лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше 2 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
  • Начните с простых пальчиковых игр.

воспитатель Волощенко О.А.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo