Группы
Развитие внимания школьника
7
сентября
2020
Подготовила воспитатель Шумакова С.А.
В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» - неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени.
Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.
Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:
- Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.
- Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.
- Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
- Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
- Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.
Нарушение любого из этих свойств, приводит к аномалиям в развитии внимания.
О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам.
Необходимо выяснить, может ли будущий школьник заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 – 30 минут.
Проанализировать, насколько ребёнок сосредоточен на задании:
- ребёнок спокоен, у него сосредоточенный и устойчивый взгляд, устойчивое положение головы, позы, организованные жесты, уверенная речь (ребёнок внимателен);
- или же ребёнок невнимателен – он рассеян, отвлекается от дела, суетлив, неуравновешен, у него бегающий взгляд, беспорядочное многословие, неуверенность, тревожность.
Взрослые должны помочь ребёнку в развитии у него произвольного внимания. Эта работа должна протекать в форме ненавязчивой игры. Начинать лучше с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.
Следующие игры и упражнения помогут в развитии и тренировке внимания у дошкольника.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:
* «Да и нет, не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
* Игры-головоломки.
* Загадки.
* «Найди отличия».
* «Найди два одинаковых предмета».
* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
* «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания, на его действия.