Новости

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы

11

июня

2020

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить свое сочувствие и сострадание. Эмоциональная отзывчивость — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. В науке создана существенная теоретическая основа для изучения данной проблемы.

 

Сила искусства в воспитании детей огромна. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. Литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

 

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. Ребенок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

 

Развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста - актуальная проблема теории и практики эстетического воспитания дошкольников. Эмоциональная отзывчивость является необходимым условием восприятия художественного произведения, способствующим пониманию эмоционального содержания произведения во всех видах искусства. Эмоциональная отзывчивость у старших дошкольников при восприятии художественных произведений представляет взаимосвязанный процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, обусловливающего понимание его эмоционального содержания.

 

К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу.

 

При рассмотрении развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у детей старшего дошкольного возраста способности воплощать переживание, возникшее у ребенка при восприятии художественных произведений в разных видах художественно-творческой деятельности и в создании (попытке создания) своего творческого продукта, было выявлено, что некоторые дети затрудняется действовать самостоятельно, воплощение переживания происходит в общей со взрослым деятельности, найденные способы воплощения переживания характеру произведения не соответствуют и происходят в совместной деятельности со взрослым; разнообразие способов воплощения переживания отсутствует, движения скованны; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит в общей со взрослым деятельности.

 

Формы работы с детьми:

 

  • Чтение сказок .Доступно для понимания детей. Текст сказки изложен кратно и очень простыми предложениями, понятными маленьким читателям. Картинки красочные.)
  • Пересказ прочитанного произведения по иллюстрациям к сказке (Использование иллюстраций - яркие, красочные, сюжетные картинки помогают ребенку при пересказе создать внутренний речевой план высказывания, последовательно и легко передать содержание прочитанного.)
  • Просмотр мультфильма по мотивам сказок
  • Выставка книг в книжном уголке
  • Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки (Предметные и сюжетные рисунки)
  •  

Для работы с родителями определены следующие задачи: повышение педагогической культуры родителей; изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания.

 

Формы работы с родителями:

 

  • Подготовка информационной базы для родителей по вопросу популяризации нравственного и эстетического воспитания детей в семье (Просвещение родителей на родительских собраниях об аспектах формирования по вопросам эмоционального и личностного развития воспитанников. Сочетание мини-лекции, разбор ситуаций, групповые дискуссии, ведение индивидуальных консультаций для родителей, оформление тематического уголка, информационного стенда)
  • Анкета- опросник для родителей «Место книги в нашей семье»
  • Работа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие, включение родителей в подготовку детей к образовательной деятельности (например:подготовить с ребенком аппликацию или рисунок)
  • Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю» (Рассмотрение следующих тем: «Первое знакомство с книгой»; «Культура чтения – это важно!»; «Как долго нужно читать вслух?»; «Как хорошо уметь читать…»; «И еще несколько советов, как поддержать интерес к самостоятельному чтению»; «Что делать, если малыш не хочет читать?»; «Шаги к творчеству»; «Картинки в книжке...».)

 

у детей вырос интерес к художественной литературе, дети эмоционально реагируют на художественные произведения, проявляют желание самостоятельно рассматривать книги, дети проявляют желание участвовать в играх-драматизациях, театрализованных играх, этюдах, презентациях. Дети выражают эмоциональное состояние героя в ходе театрализованной деятельности, передают знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности.

 

У родителей отмечается повышение уровня психолого-педагогической компетентности в общении с детьми, оптимизация детско-родительских отношений.Родители принимают участие в познавательной активности детей.Тесное сотрудничество с родителями позволило выстроить образовательно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных способностей и интересов детей. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь.

 

Таким образом, проведенная работа обозначила круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Проект подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно через чтение художественной литературы. Педагоги дошкольного учреждения и родители должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей.

 

Разумеется, наш опыт не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников.