Новости

Развитие эмоциональной сферы дошкольников на музыкальных занятиях

16

декабря

2020

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.Высокую эффективность дляразвитие эмоциональной сферы дошкольников осуществляется посредством восприятия музыки.Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения – это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки  используюся следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

В силу неустойчивости внимания дети 3-4 лет  лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.

Дети 5-го года жизни имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции — это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности .Эмоциональная сфера дошкольника — важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:
-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);
-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);
-практический (передача музыкальных явлений в движениях — хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).
-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей я использовала произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

Считаю целесообразным применение игровых технологий. Отмечу, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми.Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;   Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;Воспитатель становится тактичным соучастником детских игр, закрепляет их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».

Статью подготовила музыкальный руководитель  Глазырина Е.Н.