Новости

Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе»

18

декабря

2019

Подготовила: Воспитатель Чемерис Е.Г.

 

Кроме физиологической готовности к школе огромное значение имеет и психологическая готовность шестилеток, ведь, по статистике, в подростковом возрасте больше всего проблем себе, родителям и учителям создают именно те дети, которые были плохо подготовлены к школе.

 
Поэтому к вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни своего чада нужно относиться более чем серьезно. Но не стремитесь напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков.

 

Иными словами родителям нужно:

  • развивать в ребёнке способность слушать;
  • учить пониманию прочитанного;
  • развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;
  • решать с ним простые задачи;
  • вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.

 

Будущий школьник должен уметь:

  • слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
  • осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;
  • оценивать свою работу;
  • владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше»; сравнивать самые простые предметы.

 

При поступлении в школу вашему ребёнку обязательно устроят проверку. В одних школах она ограничивается обычной беседой, в других превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том, и в другом случае готовить к общению с будущим учителем детей надо заранее, например, в форме игры. Тогда его не будут смущать "странные вопросы чужих тетенек".

 

Игра в "повторения"

 
Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного.
Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"

 

  1. Велосипед прижимается троллейбусом к стене.
  2. Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.
  3. Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.
  4. Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.
  5. Это тот мужчина, у которого сын - школьник.
  6. Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.

 

За каждый ответ начисляйте ребёнку от 0 до 2 баллов:

 

  • 2 балла - точное повторение;
  • 1 балл - изменение или отсутствие одного слова;
  • 0 баллов - отсутствие двух или больше слов.

 

Максимальное количество баллов - 12;

 

  • от 10 - отличный уровень;
  • 9 - хороший уровень;
  • 6 - средний.

 

Игра "НУ-КА, ПОВТОРИ!"

 
Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух.
Произнесите, не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом.
Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.

 

Игра "КАЛЕЙДОСКОП"

 
Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку, хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.

 
Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - плохой.

 

Игра "Мягкие слова"

 
Проверьте, как ваш ребёнок "чувствует" слово. Скажите ему: "Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче ( или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему".

 

  • Мяч или мячик. Какое из них меньше?
  • Хвост или хвостик. Какое из них короче?
  • Зима и год. Какое слово длиннее?
  • Кит и кот. Какое слово больше?

 
Хороший результат - 4 правильных ответа.
Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.

 

Игра "ОТСЕБЯТИНА"

 
В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её произнеся: "Я положил в мешок яблоки". Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок (подключите папу) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.

 

Игра "КАКОЙ Я?"

 
Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ. А вы считайте: "да" - 1 балл, "нет" - 0, "не знаю" или "иногда" - 0,5 балла.
Например: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.
Результат:

 

  • 10 - слишком высокий уровень самооценки;
  • 8-9 - высокий;
  • 4-7 - средний;
  • 2-3 - низкий;
  • 0-1 -очень низкий.

 

Не спешите расстраиваться, если показатели малыша не очень высоки. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.

 
Главное - помнить, что предстоящее собеседование в школе, и домашняя его "репетиция" - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика и понять, над чем ещё стоит поработать.

  

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

 

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

  

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

 

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

 

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

 

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

 

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

 

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

 

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

 

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.