Новости
Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку»
3
июля
2024
Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказку. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.
Цель экономического воспитания детей дошкольного возраста – познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка.
Потребность в ней сохраняется на многие годы.
Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказок множество функций:
- Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- Пробуждает фантазию, творческую активность;
- Способствует пониманию внутреннего мира людей;
- Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
- Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Сказки, отражающие труд людей:
- «Теремок»,
- «Хаврошечка»,
- «Морозко»,
- «Мужик и медведь»,
- А. С. Пушкин «Сказкао попе и работнике его Балде»,
- К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,
- К. И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки о потребностях и возможностях:
- Народные сказки «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»,
- А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
- К. И. Чуковский «Телефон».
Сказки о труде:
- Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»,
- А. С. Пушкин «Сказкао попе и работнике его Балде»,
- К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,
- К. И. Чуковский «Федорино горе».
Сказки о бартере:
- Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»,
- В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
Сказки о деньгах:
- К. И. Чуковский «Муха–цокотуха»,
- Г. Х. Андерсен «Огниво».
Сказки о рекламе:
- Народные сказки «Лиса и козёл»,
- Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»,
- Ш. Перро «Кот в сапогах»,
- С. Михайлов «Как старик корову продавал».
Сказки о купле – продаже:
- Народные сказки «Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка»,
- С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».
Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.
Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.
Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.
Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступны поможет сказка.