Новости

Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей старшего дошкольного возраста через сказку»

3

июля

2024

Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскрыть через сказку. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

Цель экономического воспитания детей дошкольного возраста – познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка.

Потребность в ней сохраняется на многие годы.

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

  • Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • Пробуждает фантазию, творческую активность;
  • Способствует пониманию внутреннего мира людей;
  • Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
  • Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
  • Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

Сказки, отражающие труд людей:

  • «Теремок»,
  • «Хаврошечка»,
  • «Морозко»,
  • «Мужик и медведь»,
  • А. С. Пушкин «Сказкао попе и работнике его Балде»,
  • К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,
  • К. И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки о потребностях и возможностях:

  • Народные сказки «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»,
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • К. И. Чуковский «Телефон».

Сказки о труде:

  • Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»,
  • А. С. Пушкин «Сказкао попе и работнике его Балде»,
  • К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»,
  • К. И. Чуковский «Федорино горе».

Сказки о бартере:

  • Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»,
  • В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах:

  • К. И. Чуковский «Муха–цокотуха»,
  • Г. Х. Андерсен «Огниво».

Сказки о рекламе:

  • Народные сказки «Лиса и козёл»,
  • Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»,
  • Ш. Перро «Кот в сапогах»,
  • С. Михайлов «Как старик корову продавал».

Сказки о купле – продаже:

  • Народные сказки «Мальчик-с-пальчик», «Чудесная рубашка»,
  • С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые, аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступны поможет сказка.