Новости

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

21

декабря

2020

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Почему развитие мелкой моторики так важно?

  • Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон, разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
  • Мелкая моторика имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению,  восприятию.
  • Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
  • Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
  • Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

Игры и упражнения для тренировки мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

рекомендуемое время - от 3 до 5 минут,

Игры-шнуровки. Задача – пришнуровать яблоко к колючкам на спинке у симпатичного ёжика.

Игра в куклы: девочка одевает-раздевает «дочку», совершает много мелких движений пальчиками.

Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Глина, пластилин, даже обычное тесто – все подойдет.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Бусы. Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для ребенка, поэтому начинайте с самых простых вариантов.

Можно предложить детям выкладывать силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

Игра «Золушка». Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Можно использовать макароны и рожки. Задача – выудить всю фасоль, макароны  из тарелки.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Домашняя песочница. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком.

Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч.

Кот в мешке. Возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.

Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.

Конструктор. Выбирайте любой конструктор. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).

Музыкальные инструменты для малышей с кнопками и клавишами.

Основные правила для родителей

  • Начинайте занятия как можно раньше и придерживайтесь регулярности тренировок.
  • Старайтесь начинать упражнения с массажа кистей рук и пальцев.
  • Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
  • Упражнения должны соответствовать возрасту и уровню физического развития вашего  ребенка.
  • Пока малыш не научится совершать те или иные движения самостоятельно, маме придется помогать ему фиксировать необходимое положение пальчиков, выполнять сами движение, правильно их совершать.
  • Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
  • Способствуйте творческому развитию малыша – поощряйте его желание самостоятельно придумать новые упражнения.
  • Прекращайте упражнения, если малыш устал или капризничает. И не забывайте хвалить за успехи.
  • Позволяйте ребенку делать самостоятельно все, что он может сделать самостоятельно – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если придется ждать и потом убирать за ребенком.
  • Постоянно ищите новые игры и упражнения. Если ребенок уже освоил простые движения, переходите к другим – более сложным.

 Воспитатель Волощенко О.А.

news news news
news
news
news