Новости

Консультация для родителей «Эмоциональная жизнь ребенка раннего возраста»

12

февраля

2020

Маленький ребенок постоянно находится во власти эмоций. Чем полнее эмоциональные проявления, тем более раскован, жизнерадостен, любознателен и смышлен ребенок. Видеть довольного малыша – что может быть приятнее?! Веселые игры создают у ребенка хорошее настроение. В процессе этих игр малыш узнает новые слова, учится новым действиям, следовательно, растет его познавательная активность. Каков же эмоциональный мир ребенка на третьем году жизни? В этом возрасте эмоции и чувства малыша требуют еще большего внимания. Главное – воспитать у него доброжелательное отношение к взрослым и детям и дать ему понять, что он нужен и любим.

 

В раннем возрасте ребята эмоционально зависимы, нетерпеливы, их поведение определяется чувствами и желаниями, им трудно воздержаться от того, что хочется, они легко переключаются с одной деятельности на другую. Внутреннее торможение развито недостаточно. Естественное стремление малыша к познанию взрослые зачастую гасят словами: «Не брать», «не стучать», «не хватать», «не лезь» и еще множеством указаний, хотя любят его и балуют фруктами и сладостями. От запретов у ребенка, как уже было сказано, возникает чувство обиды, он ощущает себя незащищенным, обделенным. Пробует опять шалить, но его снова наказывают, и он опять обижается. От такого «воспитания» прежде всего, страдает эмоциональная сфера.

 

Обычно в два-три года ребенок начинает отделять себя от окружающих, осознавать, что он есть «Я» и вокруг себя уже концентрирует свои чувственные переживания: «мне больно», «мне холодно», «я хочу» и т.д. может показаться, что он становится слишком эгоцентричным. Но это происходит потому, что малыш еще не способен понять тонкости человеческих взаимоотношений. Он не заботиться о том, нравится ли взрослым его поведение, а если они выражают недовольство, то бурно протестует. Яркие эмоции пронизывают ребенка, он настаивает на своем «не буду» не потому, что упрям, а потому, что уверен в правоте своего сиюминутного желания.

 

Если малыш заигрался и возбужден, не надо резко хватать его и несмотря на все протесты нести в постель. Прежде пусть получит установку на засыпание. Поменяйте ход игры. Хотя бы так: «Сейчас уже поздно. Все формочки, все палочки устали они найдут свои домики и будут спать. Давай им поможет!» игра закончится в эмоциональном плане благополучно.

 

Эмоции и чувства имеют важнейшее значение в жизни детей.

 

Положительные: радость, веселье, интерес – повышают активность, возможность восприятия нового, благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Если маленького ребенка вынуждают подолгу не двигаться, то его эмоциональное состояние резко изменяется в отрицательную сторону. К ограничению движений часто прибегают, желая утихомирить непоседу. Дети не могут бездействовать, долго стоять, долго сидеть. Ребенок не то что не хочет, а еще не способен в этом возрасте сдерживать импульсы желаний. Ограничивая его стремления, мы искусственно создаем основы для плохого эмоционального состояния. Если прибегать к подобным воздействиям, то очень легко нарушить функционирование нервной системы. Ребенок станет чересчур возбудимым, эмоционально неуправляемым. А вот подвижные, интересные игры исцеляют от плохого настроения. Помогает прослушивание приятных мелодий, танцы, прогулки во дворе или в парке, где вокруг цветы и деревья, слышно пение птиц. Малыш получит удовольствие, понемногу начнет понимать прекрасное.

 

Эмоции ребенка зависят от многих факторов: его индивидуальных черт, подражательных способностей, темперамента, образа жизни семьи, отношений близких людей.

 

Еще одной особенностью эмоционального развития ребенка в этом возрасте является испытываемое им чувство радости в результате хорошо выполненных действий или удачной игры. Малыш учится надевать колготки, снимать кофточку, застегивать пуговички, кнопки. Малыша радует, если он выполнил задуманное. Похвалите, обратите внимание на его умелость. Положительные эмоции, предвкушение и ожидание станут для ребенка стимулом новых достижений.

 

Активное участие ребенка в совместных действиях с взрослым создает стремление повторить эти действия самостоятельно, попробовать свои силы. От безделья начинает шалить, вертеться, садиться на пол, капризничать. У него вырабатывается отрицательное отношение к любым требованиям взрослых, не возникает никакого желания что-то делать самому.

 

Малыш много раз с удовольствием слушает одни и те же стихи, сказки, выполняет одни и те же игровые действия. Запоминает, сопоставляет, совершенствует умения, поэтому и повторения ему никогда не наскучат.

 

Эмоции в его жизни тесно связаны с умственным развитием, в процессе которого они совершенствуются, изменяется их сила и глубина. Вы дали ребенку набор формочек, вложенных одна в другую. Яркие предметы сразу привлекли внимание. Ребенок насыпал в них песок и камешки, поиграл и решил сложить, как было. Не получилось: одна в другую не входит, сообразительности не хватает. Мальчик пытается выполнить задачу, старается, но терпит неудачу. Сердится, что-то недовольно бормочет, говорит: «никак», «не получается». Сплошное разочарование, гамма отрицательных эмоций приводит к отказу или отталкиванию таких только что интересных предметов. Однако он снова возвращается к начатому делу и сердится на себя еще больше. Отрицательные эмоции в данном случае побуждают его довести действие до желаемого и ожидаемого результата. Взрослый показывает, объясняет, располагает формочки по размеру. Не сразу, возможно дней через пять, малыш овладеет сложным действием. И пока он будет совершенствовать умения, станут меняться его эмоциональные реакции. Начинает что-то получаться. Вложит две-три формочки – поймет принцип сбора. На каждое удачное действие придется гамма положительных эмоций. Будет приговаривать: «Хорошо», «Вот так», хлопать в ладоши, личико озарится улыбкой. Он обязательно принесет и покажет вам свое «творчество», причем будет требовать вашего внимания столько раз, сколько у него получится удачных действий. Ребенок счастлив от того, что он получил результат. Положительные эмоции вселяют уверенность, желание играть с этой игрушкой и делать именно так, как надо.

 

Манипулируя предметами, ребенок знакомится с новой формой, сочетанием цветов, соотношением размеров: было пять разных формочек, стала одна, красная, остальные спрятались.

 

Зададим себе такой вопрос: а есть ли у малышей чувство юмора? Малыш смеется, когда запускают для него волчок или заводную игрушку. Юмор, бывает, переплетается с хитринкой в поведении, сливается с игрой воображения. Дети часто нарочно смешат друг друга. Смотрят друг на друга и заливаются, словно соревнуясь, - кто громче. Им весело и хорошо вместе! К трем годам малыши могут развеселиться, услышав веселую потешку с забавным сочетанием звуков: «Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру», а коровка вслед ему: «Му-му-му, Му-му-му» с восторгом станут повторять эти слоги благодаря отличной памяти.

 

Но ребятишки могут смеяться и увидев трепещущую бабочку с оторванным крылом. В подобных случаях слово за взрослыми. Они обязаны объяснить, что это жестоко.

 

Малыш все еще очень зависим и внушаем. Противится он или нет – все равно должно быть по-вашему: пойдем спать, гулять, надет то, что дали, выучит стишок, который ему часто читают. Показывайте, прививайте только то, что считаете положительным, иначе ребенок не поймет, как нужно себя вести, и скопирует многие формы поведения взрослого (станет чокаться чашкой с молоком, плевать, кричать). Если хотите добиться хорошего поведения, оцените сначала свое. Достаточно ли внимательны к другим, не повышаете ли то и дело голос, считаетесь ли с самим ребенком, не слишком ли часто упрекаете, наказываете, позволяете ли другим властвовать над ним?

 

Возбужденное состояние взрослых передается ребенку, пагубно отражается на его нервной системе. То, чему научился, он переносит сначала в игру, потом перекладывает на взаимоотношения с детьми и взрослыми. Поэтому уравновешенное или невыносимое поведение, преобладание отрицательных или положительных эмоций у ребенка третьего года жизни во многом зависит от вас. Нередко взрослые невольно переносят свое недовольство на детей. Собственная неудовлетворенность, неразрешимые порой проблемы вызывают у них раздражение. Они начинают ни за что ругать малыша, употребляя грубые слова, говорить с неприятными интонациями.

 

Если взрослые часто пребывают в негативном состоянии, то ребенок усваивает, что он плохой, неумейка, считает, что им всегда недовольны, его не любят. Какого результата можно ожидать? Или он вырастет замкнутым, озлобленным, или неуправляемо шаловливым, так как состояние нервной системы будет нестабильным. Строгость должна быть справедливой, а причина ее – понятной малышу. Несомненно, в любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом постараться учесть возможности, соответствующие его возрасту, а также индивидуальным особенностям малыша.

 

Тогда успех в развитии обеспечен!

 

 

Воспитатель группы «Медвежата»  Волощенко О.А.